2 воскресенье после Богоявления

15 01 2017

2 воскресенье после Богоявления

Чтения
Иоан. 2,1-11
Иоанн 2,1-11:
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Рим. 12,(4-8).9-16
Римлянам 12,(4-8).9-16:
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;
7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.
9 Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.
Исх. 33,17-23
Исход 33,17-23:
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.
19 И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.
20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.

Предыдушее воскресенье было посвящено крещению Иисуса, т.е. Его "введению в должность" или, лучше сказать" Его "призванию к служению". И уже в это, второе воскресенье, на первый плань выдвигается его деятельность "Подателя радости". Это связано не столько с тем, что люди, выбравшие чтения, посчитали жизнерадостность самым важным, сколько с тем, что в Евангелии от Иоанна открытыми словами говорится, что чудо на свадьбе в Кане было первым чудом Иисуса. Таким образом оно представляет собой начало и торжественное открытие Его деятельности, откровение Его славы (см. Богоявление), полноты власти Сына Божьего.
Ветхозаветное чтение находится в несколько напряженном отношении к этой теме. Моисею можно всего лишь смотреть "в спину" Божьей славы; Бог милостиво запрещает ему увидеть Его лицо непосредственно.
Молитвы акцентуируют мотив превращения: недостатка в полноту, скорби в радость, ссоры в мир. Лозунг на неделю предлагает провести (неоднозначную) параллель между превращением воды в вино и соотношением Закона и Евангелия.
Мотив радости, традиционно связанный с образами вина, виноградной лозы, свадьбы, должен звучать и в хоралах.
Он затрагивается и в Послании, в котором, однако, главная тема - Закон Христов.
В следующие воскресенья тоже говорится преимущественно о чудесах Иисуса, и они показывают Его каждый раз в другом свете, а в конечном итоге - как Хозяина всего творения.