18 воскресенье после Троицы

29 09 2024

День Архангела Михаила и всех Ангелов

Чтения
Лук. 10,17-20

Лука 10,17-20:
17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Откр. 12,7-12

Откровение 12,7-12:
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них],
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

И. Нав. 5,13-15

Иисус Навин 5,13-15:
13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?
15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

С самого начала христиане строго следили за тем, чтобы почтение ангелов не выходило из-за рамок дозволенного. Покланение ангелам не было бы мыслимо (Откровение 19:10). День архангела Михаила возник на основании видений в южной Италии, примерно в 7 веке.
Протестантская Церковь переняла день архангела Михаиля - возможно, скорее потому, что этот день отмечали и в качетстве дня благодарения за урожай. Но, конечно, помнили и об ангелах, о защищающем присутствии которых любили молить Бога.
День архангела Михаила совпадает с осенним равноденствием. В это время природа беспокойна, разражаются бури и грозы, впечатлительно показывающие нам ту власть, с которой архангел Михаил может заступиться за Церковь. Это он закрывает врата ада, победив сатану (Откровение 12 и 20:3).
Борьба Михаила с падшим ангелом Люцифером (сатаной) - это борьба о влести Бога. Эта борьба идет рука об руку с пасхальной победой Христа. Небесный мир одержал победу над богопротивными силами. Но на земле борьба продолжается: "горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени" (Откровение 12:12). Церковь находится в этой борьбе и поэтому просит Бога о помощи, в том числе и через Его ангелов.
Литургический цвет - белый, цвет праздников в честь Христа (света), так как в день архангела Михаила мы указываем не только на победу ангела, но и на победу Христа в воскресении из мёртвых.